Там, за мостом, Богдановское...
Вместе с господским домом в 20-е годы сгорела и старая Россия, ушла в безвозвратное прошлое.
Вместе с господским домом в 20-е годы сгорела и старая Россия, ушла в безвозвратное прошлое.
На одной из опор бывшего железнодорожного моста через Ловать, что близ Казанской церкви, выбита дата: 1898. Больше века прошло с тех пор, когда Акционерное общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги приступило к проведению через Великие Луки магистральной линии Москва – Виндава (ныне это порт Вентспилс на Балтике).
В память о деятельности этой мощной организации остались в Великих Луках две водокачки по обеим сторонам железнодорожного полотна, нижний – Лазавицкий железнодорожный мост, корпуса Главных железнодорожных мастерских, да техническое железнодорожное училище. Строили вышеупомянутые акционеры без особого комфорта, но быстро и качественно. И уже в сентябре 1901 года через Великие Луки прошёл первый поезд.
Но вернемся к Богдановскому железнодорожному мосту, получившему свое название от находившегося по близости имения, чьи старинные снимки дошли и до нас. Краевед Андрей Лопырев писал о нем:
«Это был одноколейный, однопролётный мост на решётчатой ферме равного сечения с ездой поверху. Мост был покрашен зелёной краской, как все сооружения Виндавской дороги. В старые добрые времена великолучане имели привычку гулять по этому мосту, смотреть с его высоты, как шумит вода, падая с плотины, как с железным лязгом гулко проходят по мосту товарные составы, и мечтать, что по этим рельсам, от которых пахнет железом и нефтью, можно уехать далеко-далеко от провинциальной скуки и мелочных повседневных забот...»
Рядом с мостом, на правом берегу реки находилось Казанское кладбище, через линию – имение Ратмановых, Богдановское, а снизу две водокачки, одна из которых обслуживала железную дорогу, другая – город. На левом берегу была построена небольшая станция Рябики. Деревня с таким же названием располагалась рядом. По реке же сплавляли лес, так как внизу стоял лесопильный завод, принадлежавший крупному купцу Вульфу Ароновичу Вязьменскому.
Поезда через Богдановский мост шли довольно часто. Составы, обычно, были небольшие – 10-15 вагонов. Тащили их надежные отечественные паровозы серии «О» и «Щ». Их гудок был настолько мощный, что слышно его было издалека.
После революции в местности, окружающей мост, произошли изменения. В разоренном имении Богдановское разместилась МТС. Возле западной ограды Казанского кладбища появилось немало безымянных холмиков – могил расстрелянных «за связь с контрреволюцией» и заложников в годы гражданской войны. Сейчас на этом месте находится предприятие «Водоканал». Национализированный завод Вязьменского стал подчиняться мобилизационному военно-инженерному управлению, а позже получил название «Пролетарий».
Но более всего изменился сам мост. Переход и гуляния по нему категорически запретили. Подходы опутали колючей проволокой, а часовые красноармейцы, для которых соорудили железобетонную будку, существующую и теперь, были готовы открыть огонь по любому, кто посмеет нарушить запретную зону.
В 20-е годы ХХ века движение на этом участке железной дороги заметно возросло: совсем недалеко проходила государственная граница. Очевидно, в связи с этим, в 1929 году рядом со старым был построен новый железнодорожный мост. Теперь через Ловать проходили две линии, и двухпутка, по некоторым данным, шла до станции Новосокольники. Охрана моста еще более была усилена. И не напрасно. В конце 30-х, как рассказывали старожилы, выстрелом из одного из происходящих поездов на этом мосту был убит часовой... Были диверсии и в военном городке №5, где размещалась зенитная часть. Там сейчас находится завод «Велмаш».
Летом 1941 года оба железнодорожных моста были взорваны отступавшими советскими войсками. Немцам удалось восстановить только новый мост. В период Великолукской операции именно на этом месте перешли линию фронта парламентёры Михаил Шишкин и Иван Смирнов, направляемые на переговоры о капитуляции с германским командованием окруженного вражеского гарнизона.
В начале 1950-х годов всего за один день на прежние опоры поставили новую металлическую конструкцию моста, которая стоит и сегодня.
Что касается пригородного имения Богдановское, то первые сведения о нём относятся к 20-м годам ХIX века, когда оно было приобретено помещиками Лукомскими. В 1838 году 17-летняя Екатерина Ниловна Лукомская вышла замуж за отставного полковника Михаила Алексеевича Ратманова. У супругов родилось шестеро детей. Ратмановы постоянно проживали в своем имении. На Казанском кладбище у северной его стены сохранились захоронения представителей этого рода.
Как же выглядело имение до революции, и какова его дальнейшая судьба?
В письме Почётного гражданина Великих Лук Андрея Лопырёва к автору данных строк есть ответ на этот вопрос.
«Со стороны Виндавской железной дороги Богдановское было ограждено хорошим деревянным забором на кирпичных столбах. Сразу за забором начинался старый парк. В центре него был пруд, а на середине пруда был романтический остров с античными развалинами. На широкой лужайке в парке стоял белоколонный господский дом с бельведером. Дом был одноэтажный, просторный, красивый...»
Последняя владелица Богдановского, Екатерина Нилова Ратманова, умерла в 1909 году, и с тех пор имение было заброшено. Отсюда и родилась легенда, будто владелец Богдановского не мог переносить запаха дыма и пыхтения паровозов, проходящих мимо ворот его парка, и уехал в Ниццу, подальше от тревог наступающей технической революции.
После 1917 года парк Богдановского имения стал излюбленным местом гуляний великолукской молодёжи. Однажды кто-то из молодых людей открыл окно на террасе дома, потом – застеклённую дверь... Начался грабёж. Внутри дома, в конце концов, было всё сломано, а ценности украдены.
«Когда как-то я вошёл через выломанную дверь с террасы, - вспоминал Андрей Павлович Лопырёв, - в комнатах уже ничего не было, со стен свисали клочья обоев, а весь паркет гостиной был усеян какими-то бумагами. Выходя из дома, я увидел в траве, неподалеку от террасы, небольшой сейф с развороченной боковой стенкой. А как-то ночью, это был, вероятно, 20-й или 21-й год, мы увидели над Богдановским большое зарево: это горел господский дом. А вместе с ним сгорела и старая Россия, и ушла в безвозвратное прошлое».
К этому повествованию добавим лишь, что Богдановский парк тоже погиб, но в годы последней войны. Сейчас от имения остался заросший пруд, да название этого некогда культурно обустроенного уголка Великих Лук.
Газета «Великолукская правда. Новости» / Владимир Орлов
Фото: Газета «Великолукская правда. Новости» Редакция СайтаПоследние новости
До -14 градусов ожидается в Псковской области 21 февраля
Температура воздуха ночью может доходить до -14 градусов в регионе 21 февраля, сообщили в региональном гидрометцентре.
До -14 градусов ожидается в Псковской области 21 февраля
Температура воздуха ночью может доходить до -14 градусов в регионе 21 февраля, сообщили в региональном гидрометцентре.
Псковстат провел вебинар на тему «О методологии наблюдения за ценами на потребительском рынке и расчету индекса потребительских цен»
В рамках проведения информационно-разъяснительной работы с органами власти, 20 февраля 2025 года Псковстат провел вебинар в режиме ВКС на тему:
Жизнь после зависимости
Путь к восстановлению