Детский омбудсмен Наталия Соколова: «В вопросах информационной безопасности родители должны быть примером для своих детей»
Корреспонденты Luki-News пообщались с Уполномоченным по правам ребенка в Псковской области Наталией Викторовной Соколовой на тему информационной безопасности детей в интернете.
Корреспонденты Luki-News пообщались с Уполномоченным по правам ребенка в Псковской области Наталией Викторовной Соколовой на тему информационной безопасности детей в интернете.
-Здравствуйте, Наталия Викторовна.
-Добрый день.
-Скажите, пожалуйста, с Вашей точки зрения, что такое информационная безопасность? Что лично Вы понимаете под этим термином?
-Я скажу так, основная задача информационной безопасности — это сбалансированная защита конфиденциальности, целостности и доступности данных. Я бы акцентировала внимание на информационной безопасности детей. То есть, это защищенность детей, при которой отсутствует риск, связанный с причинением вреда ребенку от информации, которую он получает. В том числе, которая распространяется в социальных сетях. Вред может быть нанесен здоровью, как физическому, так и психическому, духовному и нравственному развитию. И регламентируется это все Федеральным законом № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
-Скажите, пожалуйста, какая опасность существует для детей в интернете? Чего мы хотим избежать?
- В первую очередь, избежать негативного воздействия. Например, мошенничества, травли или деструктива. Фейковая, непроверенная или заведомо ложная информация с негативным подтекстом, которая может причинить вред ребенку, также носит в себе разрушающий характер. Или популяризация агрессии, жестокости, призывы к противозаконным и антиобщественным действиям, экстремистские или националистические высказывания. Это информация, способствующая негативному восприятию родителей, школы, общества, самого себя. Есть еще одно направление - конфиденциальность, когда человек не может быть на 100% уверен в том, что его данные не будут использованы против него. Данные — это не только фамилия, имя, отчество, но также фотографии и какой-то еще иной персональный ресурс. Все эти проблемы могут нанести вред ребенку. Нельзя забывать и о сохранении здоровья ребенка, его зрения, осанки, нервной системы. Наша задача, взрослых, создать условия для того, чтобы не возникло таких проблем.
-Для того чтобы уберечь детей от опасности в сети интернет, введено такое понятие, как медиаграмотность. Как Вы считаете, насколько сейчас дети и подростки медиаграмотны и как ими стать?
-Медиаграмотность - это способность получать, анализировать, оценивать и передавать информацию в разных формах. Например, в сообщениях. Медиаграмотный человек — это тот, кто умеет свободно пользоваться интернетом, телевидением, иными ресурсами, понимает, как формируется информация, умеет критично оценивать и использовать эту информацию. Мне думается, что отсутствие жизненного опыта у ребенка не позволяет говорить о стопроцентной сформированности у него умения критически осмысливать получаемую информацию, оценивать сообщения из разных источников, формировать свои мысли, например, в посты и сообщения. Не каждый ребенок может самостоятельно это сделать. Поэтому очень важно научить ребенка медиаграмотности, чтобы он не стал жертвой мошенников, злоумышленников, хейтеров. Хотя отмечу, наши дети очень развиты в информационном поле. Нам есть чему у них поучиться. Очень здорово, что в регионе есть практики, когда дети обучают самих детей информационной безопасности и медиаграмотности.
-Есть ли централизованная работа в школах области по медиапросвещению детей?
-Этим занимается Комитет по образованию. Современная школа обязана включать в образовательный процесс вопросы обучения медиаграмотности школьников для формирования адекватного восприятия и правильного отношения к информационному потоку. В рамках общей региональной программы проводятся уроки безопасности , в рамках уроков ОБЖ. Я напомню, что в Российской Федерации стоит задача реализации региональных проектов по цифровой образовательной среде. В Псковской области данный проект реализуется, и он направлен на то, чтобы к 2024 году в каждом образовательном учреждении была создана современная образовательная безопасная среда, которая сможет обеспечивать образование, качество, доступность на разных уровнях. Это сопряжено и с тем, чтобы решить задачу информационной безопасности. Если мы даем ключик к ящику, в котором можно почерпнуть для себя много знаний, разных знаний, то естественно, нам нужно и защитить ребенка. Данная работа у нас в регионе ведется при участии школ, учителей. Активно в этом участвует система правоохранительных органов, которая отслеживает социальные сети несовершеннолетних, определяя деструктивное влияние. Также в регионе есть некоммерческие организации, которые проводят работу как раз по направлению кибербезопасности, как например организация «Стоп Угроза», действует киберпатруль. В рамках их деятельности проводится информирование учащихся об основах безопасности и кибербезопасности.
Совместно с НКО и ГТРК мы в прошлом году реализовывали проект «Дети в сети» и рассказывали о том, как защитить себя от негативного воздействия информационного пространства и как помочь детям в этом пространстве жить. Мы понимаем, что виртуальный мир – полноценная составляющая нашей жизни. Мы обсуждали такие темы, как кибертравля и как с ней справиться, правила пользования социальными сетями. Обсуждались вопросы интернет-безопасности, как не попасть под влияние мошенников, как не стать их жертвой.
- Какие мероприятия в рамках проекта «Дети в сети» реализованы и будут ли в будущем подобные проекты?
-Очень хочется надеяться, что мы продолжим данную тему. Это были впервые в нашем регионе своеобразные ток-шоу, в которых принимали участие взрослые эксперты, родители и дети. Достаточно широкий отклик и большая аудитория была у данного проекта. Хотелось бы, чтобы он продолжался, и другие средства массовой информации тоже в это включились.
-Вы упомянули, что ведется некий контроль за социальными сетями несовершеннолетних. Как эта работа проводится? Есть ли что-то, что правоохранительные органы отслеживают и как реагируют на такие вещи?
-Эта работа проводится системно для предотвращения вовлечения детей в деструктивные сообщества. Как правоохранительными органами, так и иными органами системы профилактики. Выявленная информация отрабатывается, принимаются меры. Вопросы деструктивного влияния социальных сетей находятся на особом контроле, факты озвучиваются на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних для определения дальнейших мер.
В случае выявления несовершеннолетних с какими-то деструктивными проявлениями, обязательно информация отрабатывается. Это может быть сигнал суицидального характера, информация о причастности к группам агрессивного характера. Правоохранительные органы очень остро реагируют на размещение в социальных сетях фото- и видеоматериалов с символикой и изображением холодного и огнестрельного оружия. Если информация размещена на страничке ребенка, с ним проводится профилактическая работа. Пользуясь возможностью, хочу наших читателей предупредить об ответственности за использование на аватарках детей деструктивной символики: оружие, призывы к насилию, фашистские или сатанинские символы и др. Каждый родитель должен знать, что размещено у его ребенка в соцсетях.
-Вы упомянули федеральный проект, в котором планируется организовать безопасную цифровую среду в школе. Что под этим понимается? Что означает безопасная цифровая образовательная среда? Как в школах регулируется этот момент? Есть ли какие-то ограничения?
-В первую очередь, время, проведенное за компьютером и другими гаджетами в образовательном процессе, регламентируется санитарными нормами. Там все четко прописано. Но мы понимаем, что в период пандемии, когда впервые ввели модель дистанционного обучения, данные нормативы вышли за предельные нормы. Потому что ребенок находился дома и участвовал в уроках онлайн. Ко мне, как Уполномоченному, не было большого количества обращений со стороны родителей. Но мы делами запросы в адрес Роспотребнадзора, чтобы нам пояснили, как меняется норматив в рамках дистанционного обучения.
По поводу информационного безопасного пространства: важно, чтобы при использовании гаджетов, обязательно ставились пароли и кодировалась информация и доступ к ней. Естественно все вредные ресурсы должны быть заблокированы. Это касается не только учителей, но и родителей. Потому что именно они несут основную ответственность за своих детей.
- Чем отличаются приемы развития медиаграмотности у младших школьников и подростков? Как с дошкольниками говорите об этом?
- Каждый возраст имеет свои особенности. Для детей дошкольного и раннего школьного возраста все должно происходить в игровой форме. У нас прекрасно этим вопросом занимается организация «Стоп Угроза». В интернете сейчас можно найти «ходилки», «бродилки», которые тебе рассказывают, как избежать неприятности в информационном пространстве. Особенно, что касается начальной школы, мне кажется, основное - контроль со стороны родителей. Поэтому в процесс медиаграмотности нужно втягивать и взрослых людей.
- Какие ресурсы могут найти в интернете взрослые, чтобы научиться медиаграмотности?
-Если говорить о разнице между проводимой работой по информационной безопасности ранними школьниками и подростками, то она заключается в уровне полученных практических навыков. Если начальная школа только начинает создавать какие-то странички в социальных сетях, то правильным было бы провести с ними разъяснительные работы на практике. То есть создать эту страничку, как например, наши представители НКО делают работу с начальной школой. Вместе с детьми разобрать, как нужно, а как нет, какую информацию стоит размещать, а какую нет. Напомню, что дети регистрируется в контакте с первого класса, а все социальные сети разрешены с восемнадцатилетнего возраста. Мы понимаем, что у каждой школы есть своя страничка, у каждого класса есть чат. По крайней мере, необходимы правила медиаграмотности и поведения внутри. Для подростков важной станет информация уже не о том, как грамотно вести свою страничку, а как защитить себя от деструктивного влияния.
-Если ребенок столкнулся с неприятной ситуацией в интернете, куда обращаться детям и их родителям и что делать?
-Обычно специалисты рекомендуют, особенно если это касается травли в социальных сетях, в первую очередь прекратить доступ для того человека, который является агрессором. То есть заблокировать его. Если это продолжается с разных страничек, то придется, скорее всего, удалить свой аккаунт и создать новый, чтобы минимизировать все риски негатива. Есть различные варианты киберполиции, у нас есть такие ребята, они работают на базе Псков ГУ и на базе молодежного отряда при МЧС, которые помогают справиться с этой ситуацией.
В такой ситуации, самое главное для себя принять решение: «Я не хочу, чтобы меня травили». Обязательно хочу порекомендовать детям, не бояться говорить со взрослыми об этом. Ни в коем случае не встречаться с незнакомыми людьми, с которыми ребенок познакомился в соцсетях. Особенно, если ты не уверен, что это тот самый человек, с которым ты общаешься. Достаточное количество примеров, когда собеседник, выдававший себя за мальчика двенадцати лет, оказывался взрослым мужчиной с противоправными наклонностями. К сожалению, по статистике более 50% детей, которые знакомятся с такими людьми в интернете, потом с ними встречаются. Это по-разному заканчивается.
-Как Вы считаете, почему это происходит? Почему дети ищут друзей в интернете?
-Здесь можно дать несколько ответов, с одной стороны, это недостаток внимания и понимания в реальной жизни. Ты не можешь найти себя, тебя не понимают дома, у тебя конфликт в классе. Тогда ты находишь для себя виртуальный вариант. С другой стороны, это желание получать дополнительную информацию, которую ты не можешь получить «здесь и сейчас». Тебе об этом не скажет родитель, об этом промолчит учитель. А информационное пространство открыто для всех. Это еще одна причина того, что дети ищут там приключения. Сейчас это абсолютно естественный способ общения.
Однако нужно научиться в этой жизни безопасно себя вести. Обязательно необходимо регламентировать время нахождения ребенка в интернете. Нежелательно, чтобы ребенок перед сном сидел в телефоне и в интернете.
-Какие три главных совета Вы могли бы дать родителям, которые хотят обезопасить своих детей?
-Хочу остановиться на трех моментах. Первое, вы должны знать, где находится ваш ребенок и чем он там занят. Во-вторых, разговаривать с детьми, слушать и слышать их, не терять доверие и взаимоуважение. Дать понять: что бы ни произошло, ты, взрослый, всегда будешь на стороне ребенка. Третий момент, нужно рассказывать о правилах поведения в интернете, на улице, дома и так далее. Показывать все на личном примере.
Если говорить про киберсоветы родителям, то в первую очередь, настоятельно рекомендую установить хорошие антивирусные программы, обязательно почистить свои странички и убрать ненужное, необходимо использовать обучающие игры для детей. К слову, это советуют и специалисты по кибер безопасности.
Редакция СайтаПоследние новости

Назаны продукты для красоты
Чтобы выглядеть хорошо, нужно не только заботиться о своей внешности, но и укреплять организм изнутри.
Псковские налоговики напоминают о сроках представления деклараций по ЕСХН организациями и ИП за 2024 год
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию. УФНС России по Псковской области информирует организации и индивидуальных предпринимателей (ИП),

Конкурсы в Международный детский центр «Артек», Всероссийские детские центры «Орлёнок» и «Океан»
Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с Международным детским центром «Артек»,

Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку