Переверни календарь: психолог ПсковГУ объяснила живучесть мема про 3 сентября
Никогда такого не было и вот опять! Начинается сентябрь, а в голове уже крутится мелодия Михаила Шуфутинского: «Я календарь переверну, и снова третье сентября».
Никогда такого не было и вот опять! Начинается сентябрь, а в голове уже крутится мелодия Михаила Шуфутинского: «Я календарь переверну, и снова третье сентября». Дальше - больше: соцсети наводняют шутки, демотиваторы и отфотошопленные картинки с узнаваемыми образами и цитатами из этой композиции 1994 года. Редкий подписчик не запостит мем с «кострами рябин», «было все у нас всерьез» и «днем, когда я совсем один».
Михаил Шуфутинский неоднократно говорил, что не обижается на творчество интернет-пользователей. Исполнитель считает мем «потрясающей рекламой, за которую никому ничего не должен». А вот интернет-пользователи накануне 3 сентября традиционно разделяются на два лагеря: одни лайкают картинки и пересылают их своим друзьям, другие считают тренд раздражающим и пишут посты против главной шутки осени.
Мы спросили психолога-консультанта Социально-психологической службы ПсковГУ Валентины Самышевой , каковы причины популярности «сезонного» мема.
По словам нашего эксперта, вопрос о «3 сентября» смешной, а феномены, которые его подпитывают, довольно сложные. С точки зрения психологии можно говорить как минимум о трех знаковых моментах.
Во-первых, «3 сентября» - это культурный маркер, то есть некая общая ценность или ассоциация, свойственная определенной группе. Проще говоря: если вы видите изображение мультяшного Карлсона, то, скорее всего, в вашей голове голосом Василия Ливанова прозвучит фраза «Я самый больной человек в мире!». Так и здесь: на словосочетание «3 сентября» у большого количества русских людей возникает ассоциация с песней. И вообще - существуют ли вообще песни про другие даты, которые не являются праздниками?
Вторая причина связана с тем, о чем уже много лет спорят историки, филологи, социологи, психологи, философы и люди искусства, - с феноменом «загадочной русской души».
- Говорят, слово «тоска» не переводится на другие языки, - объясняет Валентина Самышева. - Популярность песни о «3 сентября» во многом обусловлена её качеством, но в то же время, она так полюбилась людям в силу своей «печальности». Как тут не вспомнить строки: «Но почему, но почему расстаться все же нам пришлось?». Русский народ любит грустные песни. Михаил Шуфутинский, кстати, тоже об этом говорил в одном из своих интервью. К тому же снова начинается осень, что часто тоже связано с грустью.
Наконец, еще одна важная причина - наши переживания относительно «непостоянства» времени.
- С возрастом люди отмечают, что время стало идти «быстрее»: «заснул, проснулся – Новый год. Заснул, проснулся – Новый год», - рассказывает психолог. - Когда вы молоды, все вокруг новое и неизвестное, поэтому кажется, что время течет медленно. Чем старше человек, тем больше стимулов мозг отметает как знакомые, а значит, не стоящие внимания.
Таким образом, каждый раз, когда человек видит или слышит словосочетание «3 сентября», у него возникает многоступенчатая ассоциация с печалью и быстротечностью времени. Как тут не пошутить, правда?
Последние новости
Правила респираторного этикета помогут вам не заболеть
Респираторный этикет — это правила поведения в общественных местах в сезон активного распространения инфекций, передающихся воздушно-капельным путем.
Можно ли укрепить иммунитет за счет питания
Можно ли укрепить иммунитет за счет питания? На этот вопрос Центру Деловой Информации ответил Михаил Лебедев, ведущий эксперт,
«Пришёл поддержать людей» – юный победитель флешмоба по отжиманиям в Пскове
Юный победитель флешмоба по отжиманиям в поддержку людей, страдающих онкологическими заболеваниями, принял участие в мероприятии, чтобы поддержать людей.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований