Ирина Душина: «Медиаграмотности нужно учиться»

Корреспонденты Luki-News встретились с педагогом - психологом школы №2 Ириной Анатольевной Душиной и пообщались с ней на тему медиаграмотности подрастающего поколения.

Корреспонденты Luki-News встретились с педагогом - психологом школы №2 Ириной Анатольевной Душиной и пообщались с ней на тему медиаграмотности подрастающего поколения.

- Ирина Анатольевна, для чего современным детям необходимо быть медиаграмотными? И что вообще значит этот термин?

-Быть медиаграмотными - это получать и анализировать полученную информацию из различных источников. Соответственно, это весьма сложный аналитический процесс обработки интересующей информации. С точки зрения психофизического созревания мозга, в лучшем случае этот процесс доступен старшеклассникам. 

Вся сложность этого процесса заключена в том, что любая подача информации в интернете или в каком-то медиапространстве не является нейтральной. Она окрашена соответствующими мыслями, чувствами, музыкой, желаниями, целями и иногда «25-м кадром», такое тоже бывает. Быть медиаграмотным важно не только детям, но и взрослым. Но это весьма непросто. Рассчитывать на быстрый результат детей и подростков не приходится.

Перед тем, как прийти к вам на интервью, я решила провести диагностику, проверить уровень медиаграмотности своих учеников в школе. Нашла в интернете вредоносный контент, состоящий из трех картинок с подписями, и принесла детям. Показала его одиннадцатиклассникам и восьмиклассникам. Самое любопытное, что одиннадцатиклассники увидели там мотивацию, и не увидели манипуляцию. Восьмиклассники увидели, что там что-то советуют. Но мозг и одних, и других не увидел чистой воды манипуляцию. Медиаграмотным быть хорошо, но этому нужно обучать.

-Хотели бы уточнить: в школах же нет сейчас уроков по медиаграмотности?

-Пандемия расставила свои акценты, и мы больше стали уделять внимание компьютерам. Очень актуальны сейчас методы проектов и дистанционные моменты обучения. Но методы манипуляции обычно не изучаются в школе. Нужно ли обучать детей манипуляции - это очень спорный вопрос, который обсуждается на протяжении 20 лет. Преподавать в школе психологию или нет – все это долго и много обсуждалось. Были попытки, издавались учебники, делались проектные программы, но пока отдельных предметов нет.

-Как психологи интерпретируют понятие информационной безопасности? Можно ли в домашних условиях обезопасить ребенка от нежелательной информации?

-Информационная безопасность - это защищенность от информации, приносящей вред человеку. Сегодня информационное поле очень велико, соответственно велики и риски. К угрозам можно отнести игровую зависимость, сообщества, в которые вовлекаются наши дети. Информационный контент зачастую меняет нашу мотивацию, формирует ее и меняет наши ориентиры в жизненных направлениях. При этом, нужно отметить, что киберугрозам подвержены, прежде всего, люди в уязвимом критическом состоянии. Они быстрее реагируют на внешние импульсы, меньше анализируют контент, который им предлагают. Что касается домашних условий, ребенка всегда можно обезопасить при помощи различных фильтров. Но является ли это панацеей? Самым лучшим фильтром будет пример родителей. Если они целый вечер сидят в телефоне, то и ребенок будет следовать их примеру. Процесс воспитания - это процесс подражания в первую очередь.

-Не будет ли это ущемление прав и посягательство на личную свободу, если ограничивать ребенка в интернете?

-Мое личное мнение заключается в том, что ребенок совсем еще не понимает, что входит в его личные права, где мы их ущемляем, а где нет. Самым дорогим для ребенка является общение с родителями. Самое большое ущемление прав ребенка - это дефицит общения с родителями.

-Какой совет дадите родителям?

-Быть рядом и вместе. Общайтесь и разговаривайте со своим ребенком. Ребенку важно чувствовать, что вы поблизости и готовы помочь.  

-Какая профилактическая работа проводится в школах? Как она строится? Какие мероприятия проводятся в части воспитания медиаграмотности?

-Вопрос интернет-безопасности давно стал частью учебного процесса. Дистанционное обучение сделало его нашей работой. Мы, безусловно, предостерегаем от любого опасного контента. Еще мы учим их работать с информацией, которую они получают в интернет-пространстве. Потому что компьютер и интернет - часть нашей жизни. Главная задача педагогов – научить пользоваться этой информацией.

Я хочу сказать, что на протяжении многих лет моей задачей была и остается работа с педагогами, некое психологическое просвещение учителей по тем вопросам, которые входят в мою компетенцию. Как раз профилактическая работа в рамках интернет-безопасности, доступна и понятна педагогам и не выходит за рамки каких-то их знаний. На совещаниях школы я провожу с учителями работу и даю разъяснительные рекомендации. Обязательно каждый год мы проводим родительские собрания во всех параллелях по вопросам интернет-безопасности.

Наиболее острый вопрос - это вовлекаемость детей в небезопасный контент. Как предотвратить возможную беду? Например, мониторинг страничек учеников. Нередко классные руководители состоят в друзьях в соцсети со своими учениками и смотрят их странички в сети. Смотрят, чем увлекается ребенок, и что он делает. Если он замечает что-то, что его тревожит, он сообщает нашей службе сопровождения, социальному педагогу или психологу. И мы вместе обращаемся к родителям и беседуем с ребенком.

-Если возвратиться к ребенку, то что, по вашему мнению, можно было бы организовать в школе в этом направлении? Например, провести интерактивные игры?

-Сейчас много акций, интерактивных игр, квестов в школах, которые обучают их безопасному пространству. И эта тема обсуждается в рамках разных уроков, в том числе информатики ина классных часах.  Дети получают замещающий контент, им показывают, где можно найти что-то интересное и при этом обучающее. Безусловно, акции в школах не прекращаются, они проводятся постоянно.

-Какие фильмы, видеоуроки и лекции можно порекомендовать школьникам?

-Интернет-пространство большое, и каждый что-то выберет для себя. Я на протяжении долгих лет использую ресурсы Юрия Афанасьева, психотерапевта из Череповца, который занимается именно профилактикой нехимических видов зависимостей. Там очень много интересной информации, она обновляется ежедневно. Недавно появился ролик, касающийся кризисных состояний, и рекомендации родителям. Есть страница «ВКонтакте» и сайт, где можно посмотреть всю информацию. Там достаточно много всего полезного.

-Куда в Великих Луках можно обратиться с проблемой кибербуллинга?

-Прежде чем обратиться в любую психологическую службу или в полицию, ребенок должен прийти с родителями. Тут важно доверие. Дети попадают в сложную ситуацию, прежде всего, если не чувствуют доверия.  Если обратиться к родителям не представляется возможным, то тогда идем в школу к своему психологу или классному руководителю.

-Чем опасен такой вид психологического воздействия на детей?

-Любой буллинг опасен для человека. Ведь это травля, унижение достоинства и изменение личности, которая формирует травматическую ситуацию. Буллингу подвергаются не все люди, а те, кто находится в кризисной ситуации, в состоянии тревожности, низкой самооценки. Кибербуллинг опасен тем, что он шире, чем обычный буллинг. Чтобы избежать буллинга, нужно покинуть определенную группу, а из кибербуллинга выйти проще: компьютер выключил и аккаунт закрыл. Однако это не решает проблему до конца. Мы должны решить проблему тревожности и восстановить личностную структуру ребенка. Поэтому следующим шагом может стать поход к психологу.

-А если кибербуллинг накладывается с обычным буллингом в школе?

-Идем к психологу и смотрим, почему так происходит с этим ребенком. Его личность может быть уязвлена и травмирована или ребенок по жизни тревожен. Смотрим конкретно на ситуацию, на личность ребенка и решаем.

-Приходилось ли вам в своей педагогической практике сталкиваться с такими случаями?

-И в педагогической, и в психологической практике все случаи разные и уникальные. Все они заканчивались по-разному. Дело в том, что глубокий буллинг приводит к понятию, что человеку вдруг начинает нравится. И такое бывает, когда человек находится в глубоком буллинге и через какое-то время начинает получать от него удовольствие. Тут есть свои подводные течения.

-Есть ли какой-то универсальный педагогический совет тем детям, которые столкнулись с буллингом? И что в этом случае делать родителям?

-Родителям нужно быть рядом всегда, чтобы поддержать ребенка. Не искать виноватых. Важно прийти к человеку, которому они будут доверять. Есть психологи, которые работают не только в школах, но и в управлении образования, центре планирования семьи. Надо найти грамотного человека, который во всем этом разбирается, пойти и поговорить с ним.

-Какой совет вы дадите детям, чтобы они не страдали от зависимости?

-Главный совет детям - найти себя. Тем, у кого много увлечений, некогда сидеть в интернете.

-Спасибо большое. Фото: Личный архив Ирины Душиной Редакция Сайта

Последние новости

Обсуждение повестки на сентябрьской сессии парламента

Комитет по законодательству готовится к важным решениям.

В Пскове отметили 80-летие районного суда

Председатель областного суда поздравил коллег с юбилеем

Приостановление исполнительных производств для участников СВО

Участники специальной военной операции могут защитить свои права от принудительных мер.

Card image

Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Астрахани с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *