«Дворец» на Романовой горке и «раздьякон Матюшка»: Псковские страницы Дня народного единства
Захватывающие приключения, государственные тайны и любовные драмы - это не сюжет нового праймового сериала, а хроника одного из самых молодых российских праздников, Дня народного единства.
Захватывающие приключения, государственные тайны и любовные драмы - это не сюжет нового праймового сериала, а хроника одного из самых молодых российских праздников, Дня народного единства. Есть в его истории и псковские страницы. Причем следы этих событий можно найти в нашем городе по сей день. Рассказываем обо всем по порядку.
СмутаИдея сделать праздничным днем 4 ноября впервые возникла в 2004 году. С таким предложением выступил Межрелигиозный совет России, и Госдума его поддержала. Также эту инициативу одобрил лично Патриарх Алексий II. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», – говорил он. О каких же событиях идет речь и против кого в 1612 году пришлось сплотиться жителям Руси?
В 1598 году единственный наследник Ивана Грозного Федор умирает. На престол восходит Борис Годунов. Ходят слухи, что младший сын Грозного Дмитрий жив, а Годунов правит незаконно. Начинается период, который в истории принято называть Смутным временем. Один за другим возникают «Лжедмитрии», претендующие на престол. Вместе с ними в страну прибывают польско-литовские войска, которые чинят грабежи и насилие. На Руси начинаются восстания.
Лжедмитрий I
В 1611 году в Нижнем Новгороде для борьбы с польскими интервентами возникает ополчение под предводительством нимжегородского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Войско насчитывало до 10 тысяч ратников. В его состав входили представители всех сословий и народностей, проживавших на территории России.
22 октября (1 ноября по новому стилю) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского штурмом взяли Китай-город, заставив гарнизон Речи Посполитой отступить в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божией матери. 23 октября (2 ноября) интервенты подписали капитуляцию, а на следующий день весь гарнизон сдался.
После победы над поляками Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова, положившего начало трехсотлетнему правлению династии Романовых в России. В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией матери не только летом, но и 22 октября - в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. 22 октября соответствует 4 ноября в григорианском календаре. Эта дата и была выбрана в качестве дня государственного праздника.
Во времена Советского Союза 4 ноября не было выходным, его не отмечали. Тогда праздновали 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции. Уже после распада СССР, в 1996 году, праздник переименовали в День примирения и согласия.
Более подробно о событиях Смутного времени можно узнать из лекций на образовательно-просветительском портале Российского исторического общества «РИО. Компас» .
«Дворец» МнишекНа улице Некрасова есть здание, овеянное легендами. Оно уже обветшало, его не так легко заметить за фасадами, однако в глубине квартала, на Романовой горке, все еще узнаются палаты, которые, по одной из многочисленных версий, в начале ХVII в. служили пристанищем для Марины Мнишек во время ее трехдневного пребывания в Пскове после смерти первого самозванца Григория Отрепьева.
Беглый монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев к началу 1602 года добрался до Польши. Через год он объявил себя царевичем Дмитрием, чудом спасшимся от подосланных в Углич убийц. Ему покровительствовал сандомирский воевода Юрий Мнишек, рассчитывавший сделать свою дочь московской царицей. Лжедмитрий подписал брачное обязательство взять шестнадцатилетнюю Марину Мнишек в жёны после вступления на престол.
«Царевич Дмитрий» обязался дать жене «два государства великие, Великий Новгород и Псков со всеми уездами и с думскими людьми, с дворянами и с детьми боярскими, с попами и со всеми приходами, с пригородами, с местами и сёлами, со всем владением…». Жена могла через своих наместников управлять Новгородом и Псковом, вершить там суд, давать своим служилым людям поместья и вотчины, устраивать монастыри, костёлы и римские школы, ставить епископов и латинских попов.
Лжедмитрий по брачному договору не только разрешал жене держать при себе католических священников, но и обещал «накрепко промышляти, чтоб все государство Московское в одну веру римскую всех привести и костелы б римские устроити».
Марина Мнишек так и не побывала в подаренном ей Пскове. Да и постройка палат относится к середине XVIII (!) века. Но это не помешало возникновению легенды о том, что здесь существовал её «дворец». Помещения этого дома горели ещё в 1758 году. С тех пор здание переходило во владение разных псковичей, но никто так и не отреставрировал его, здание без крыши и полов быстро ветшало. Живописные остатки старины окружал сад барона Медема. Только в 1913 году здание было отреставрировано. Новый владелец перенёс фасад с северной на южную сторону, построив там не свойственное древним строительным традициям крыльцо, растесал окна, крыша стала плоской. Здание приобрело более приземистый вид, утратив древний облик. Но благодаря ремонту «Дворец Марины Мнишек» был спасён от полного разрушения, став на семьдесят лет жилым помещением.
В начале 1990-х годов дворец был освобождён от жильцов, предполагался ремонт здания. Но, вопреки ожиданиям, финансирование проекта не поступило.
Третий и последнийИмена двух главных «антигероев» Смутного времени — Лжедмитриев I и II — хорошо известны. Однако мало кто знает о существовании Лжедмитрия III. Между тем, его судьба имеет прямое отношение к истории Псковской земли.
Человек, объявивший себя чудесно спасшимся царевичем Димитрием, сыном Ивана Грозного и наследником русского престола, объявился в Ивангороде в Великую субботу 23 марта 1611 года. Исторические источники не сохранили подробного описания тогдашних событий, но известно, что ивангородцы поддержали самозванца, признав в нем своего государя, а сам Ивангород на несколько месяцев стал главной ставкой очередного претендента на верховную власть в России.
Источники называют Лжедмитрия III двумя именами. В грамоте князя Дмитрия Пожарского от 7 апреля 1612 года он назван Сидоркой, а в «Повести о смятении и междоусобии и отступлении пскович от Московского государства» и во второй грамоте Пожарского от 26 июля 1612 года — «дьяконом Матюшкой», «ведомым псковским раздьяконом Матюшкой», «ложным царем и вором Матюшкой».
«В Смутное время», картина Сергея Иванова, 1908 год
В «Новом летописце» встречаются оба имени самозванца. В названии главы читаем: «О Сидорке, псковском воре», а в тексте этой главы он уже именуется «дьяконом из Москвы из-за Яузы Матюшкой». Автор Псковской летописи пишет о нем просто как о «воре из Новгорода» или «большом воре».
Объявив себя царевичем, Лжедмитрий III вступил в переговоры с шведским комендантом Нарвы Филиппом Шедингом. Шведский король даже посылал к Лжедмитрию III посла, но тот счел собеседника самозванцем.
8 июля 1611 года, собрав небольшое войско, Лжедмитрий III от Иваногорода подошел к Пскову, но узнав, что сюда же идут шведские войска, испугался разоблачения и двинулся в Гдов. Тем не менее, шведский генерал Горн прислал ему послание, где писал, что его «признают уже многие», поэтому шведский король дает ему удел во владение. Послание заканчивалось предложением отказаться от притязаний на русский престол в пользу шведского принца. Играя в «законного царя», Лжедмитрий III отверг это предложение.
4 декабря 1611 года он въехал во Псков, где был «оглашен» царем. Узнавшие о самозванце Минин и Пожарский в своих грамотах призывали народ не верить «ни Маринке с сыном, ни тому вору, что стоит под Псковом». Однако московские казаки послали в Псков своих представителей Казарина Бегичева и Нехорошку Лопухина, которые при большом стечении псковичей заявили, что перед ними «истинной государь наш». Еще один казак, ярый сторонник прежнего самозванца, Лжедмитрия II, Иван Глазун-Плещеев, убедил остатки Первого казачьего ополчения принести присягу Лжедмитрию III.
2 марта 1612 года казаки присягнули самозванцу, затем присягу принесли южные и северские города, Алатырь и Арзамас (кроме ближайших к столице). В специальном послании, присланном в марте 1612 года в Гдов Лжедмитрию III, сообщалось, что московские казаки присылают в подмогу «самодержцу» Ивана Глазуна-Плещеева и атамана Казарина Бегичева с казачьим отрядом. При этом Плещеев, лично знавший самозванца, вновь публично признал в новом самозванце царя Дмитрия Ивановича, после чего псковичи предложили Лжедмитрию III царствовать.
Судьба Лжедмитрия III очень схожа с судьбой первого самозванца, только масштабы иные: вместо всенародного величания царем — признание лишь в северо-западных районах России, вместо Москвы — Псков. Уже весной 1612 года обозначился закат Сидорки-Матюшки. Добившийся локальной власти самозванец начал вести распутную жизнь, обложил население тяжелыми поборами, творил много несправедливостей. Заговор зрел в Пскове стремительно. Против Лжедмитрия объединились и Дмитрий Пожарский, и шведы. Московские казаки, разочаровавшись в «царе», покинули Псков. В мае шведы осадили псковский пригород Порхов. Заговорщики использовали момент, чтобы удалить из Пскова казачьи отряды, преданные самозванцу.
18 мая 1612 года Лжедмитрий бежал из Пскова с князем Хованским, но Иван Плещеев, отправленный за самозванцем из Москвы, уговорил Хованского выдать его. Недавнего «царя-Рюриковича», «наследника» Ивана Грозного посадили в клетку и выставили на всеобщее обозрение, чтобы всякий мог обругать его и плюнуть ему в лицо. 1 июля 1612 года самозванца повезли в Москву.
Дальнейших документальных известий о его судьбе не сохранилось, но, по некоторым сведениям, по дороге на обоз напал отряд поляков под командованием Лисовского, и в завязавшейся стычке Лжедмитрий III был убит.
Праздничные дниВ День народного единства в Пскове и области пройдет целый комплекс мероприятий. В основном они носят просветительский характер и направлены на патриотическое воспитание детей и молодого поколения. Так, в школах региона на уроках прошли разговоры с учащимися на тему «Что такое единство народа». Историю праздника педагоги обсудили со студентами вузов и учащимися ссузов области.
К празднованию Дня народного единства подключились и библиотеки. К примеру, в Псковской библиотеке микрорайона Любятово «БиблиоЛюб» организована историческая игра «В единстве народа — сила страны».
Объединиться во время праздника жители Псковской области могут также в написании Большого этнографического диктанта. Международная просветительская акция пройдет в единый период с 3 по 8 ноября в онлайн формате на сайте www.miretno.ru . Решить задания очно можно на одной из организованных в регионе площадок.
Непосредственно в День народного единства в учреждениях культуры всех муниципальных образований Псковской области пройдут праздничные программы.
В Псковском городском культурном центре состоятся театрализованное представление Псковского цирка «Сказание о древнем городе» и тематический концерт «Песни народов России». В Доме офицеров зрителям будет представлена программа «Вместе мы большая сила — вместе мы страна». Здесь же будет работать интерактивная выставка «Национальный калейдоскоп». Для жителей южной столицы региона 4 ноября будет представлена концертная программа «Мы вместе». Она пройдет в Городском доме культуры имени Ленина.
Последние новости
![Более миллиарда рублей привлек псковский бизнес через региональные гарантийные и микрофинансовые организации в 2024 году](https://pskov-gid.ru/images/noimg-420x315.png)
Более миллиарда рублей привлек псковский бизнес через региональные гарантийные и микрофинансовые организации в 2024 году
Более миллиарда рублей привлек псковский бизнес через региональные гарантийные и микрофинансовые организации в 2024 году.
Псковская область признана передовой в развитии услуг связи через региональный конкурс ТОС
Псковская область стала первым регионом на Северо-Западе и вторым в стране, который апробировал новый механизм развития услуг связи через региональный конкурс ТОС.
![Работников из Псковской области стали на 77% чаще приглашать работать в других странах](https://pskov-gid.ru/images/noimg-420x315.png)
Работников из Псковской области стали на 77% чаще приглашать работать в других странах
Эксперты hh.ru, российской платформы онлайн-рекрутинга, проанализировали приглашения на нероссийские вакансии, полученные региональными резюме в 2024 году.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи