Требования к содержанию, разработке и регистрации технических условий: как создать и согласовать ТУ на продукцию
В 2015 году был принят долгожданный закон, устанавливающий требования к разработке документов по стандартизации, включая технические условия (ТУ). Но какие именно требования предъявляются к разработке ТУ и документации, связанной с ними, в соответствии с этим законом? Кроме того, является ли регистрация ТУ обязательной и кто отвечает за эту процедуру? В данной статье мы рассмотрим все эти вопросы.
Описываем, что такое технические условия и зачем они нужны.
Технические условия (ТУ) - это вид стандартов организации, который был введен в действие 29 июня 2015 года Федеральным законом №162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Этот документ представляет из себя документ, который разрабатывается и утверждается изготовителем/исполнителем для обеспечения качества производимой продукции, работ и услуг.
При разработке ТУ необходимо учитывать результаты проведенных испытаний и измерений, положения межгосударственных и национальных стандартов, опыт реализации процессов, использования технологий и оборудования в ходе производства продукции/оказания услуг/выполнения работ.
На сегодняшний день существуют следующие виды ТУ:
- Общие (на группу однотипных товаров);
- Специальные, ориентированные на одно изделие, вещество или материал;
- ТУ на составные части изделия.
Технические условия являются стандартом организации, который способствует реализации единой государственной политики в сфере стандартизации.
Для производителей ТУ выполняют следующие функции:
- Определяют все основные звенья производственной цепи;
- Являются эталоном при выяснении соответствия продукции или услуги заданным параметрам;
- Гарантируют единообразие результатов работы;
- Позволяют защитить собственные интересы перед третьими лицами в судебных и досудебных спорах.
Технические условия содержат максимальное количество информации, которая позволяет отличить определенный продукт или услугу от сходных с ним образцов. Это помогает потребителю сделать компетентный выбор в пользу определенного товара и использовать его безопасно и с максимальной эффективностью.
Для того чтобы ТУ позволяли достичь всех вышеуказанных целей, изготовитель продукции или исполнитель услуг обязан соблюдать принципы стандартизации, в частности, комплексность, системность и открытость разработки, а также использовать технические регламенты и государственные стандарты, которые ориентированы на приведение ТУ одной группы товаров (услуг) к единому образцу.
В документах, особенно в гражданско-правовых договорах, рекомендуется делать ссылку на ТУ организации-изготовителя. Например, в договоре поставки желательно детально описывать качество продукта, его упаковку, способ транспортировки, ссылаясь на документы организации-изготовителя, в том числе на ТУ.
Нарушение технических регламентов, проектной документации, а также обязательных требований документов в сфере стандартизации влечет административную или уголовную ответственность. Надзор в этой сфере осуществляет Росстандарт.
Нужно заметить, что в России товары, которые могут повлиять на безопасность людей, проходят проверку на соответствие национальным стандартам с оформлением обязательного сертификата. Продукция, для которой предусмотрена обязательная сертификация, описана в специальной номенклатуре, которая пересматривается один раз в год и утверждается постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года №982.
Как правильно разработать технические условия на пищевую продукцию? Какие требования нужно соблюдать? Рассмотрим порядок разработки ТУ на примере ГОСТ Р 51740-2016, который действует с 1 января 2018 года.
Согласно ГОСТу, необходимость в ТУ возникает, если стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р) отсутствуют или если производитель желает уточнить и дополнить существующие требования. Но как правильно составить ТУ?
В первую очередь, необходимо учесть структуру документа, которая предусматривает:
- титульный лист;
- основную часть;
- приложения;
- лист изменений.
Основная часть должна содержать:
- сферу применения ТУ;
- правила соблюдения качества и безопасности продукции;
- порядок маркировки и упаковки товара;
- методы контроля;
- порядок хранения и доставки продукции.
Важно учитывать, что ТУ должны содержать исключительно русскоязычные термины, за исключением случаев, когда аналогов в русском языке нет.
Также запрещено злоупотреблять математическими знаками, если смысл можно передать словами. Вместо знака «–» следует писать слово «минус», а вместо «0» — «диаметр». Использование знаков «<», «>» и «=» без числовых значений запрещено.
Строго следует соблюдать требования к изложению текста документа. Обозначения, определения и сокращения, которые могут ввести специалиста или потребителя в заблуждение, запрещены. Для наглядности рекомендуется использовать разделы, пункты, подразделы и подпункты. Таблицы также могут быть полезны для визуализации информации.
Особое внимание в ГОСТе уделено оформлению ТУ. Разработчики советуют использовать электронный вид, сквозную постраничную нумерацию, определенные параметры шрифта, начертания, полей. Отдельно стоит выделить порядок оформления листа регистрации изменений.
И еще один важный момент. В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» и в целях реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» список товаров, на которые необходимо оформить сертификат пожарной безопасности (пожарный сертификат), утверждается постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 года №241. Список следует учитывать при разработке ТУ на соответствующую продукцию.
Как оформить согласование и регистрацию технических условий
Закон обязательной согласования ТУ с государственными органами не требует. Статья 21 этого закона определяет, что порядок утверждения, изменения, отмены и применения технических условий устанавливается юридическими лицами и предпринимателями. Тем не менее, ТУ на отдельные виды пищевых продуктов должны быть согласованы в соответствии с порядком, установленным законодательными актами Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Компания может заказать экспертизу проекта ТУ у уполномоченных организаций, чтобы получить компетентный анализ. Эти положения детализируются в отраслевых стандартах. Согласно общему правилу, экспертиза проекта ТУ проводится по инициативе разработчика или заказчика на добровольной основе аттестованными экспертами по стандартизации и специалистами федеральных центров по стандартизации и метрологии.
Некоторые производители добровольно тестируют свою продукцию в государственной испытательной лаборатории для получения регионального знака качества. Это дает им преимущество перед остальными производителями. Например, в Нижегородской области более 400 объектов местного производства имеют знак качества «Нижегородская марка качества».
Технические комитеты по стандартизации и проектные технические комитеты являются уполномоченными организациями, упомянутыми в законе. Секретариат технического комитета или независимый эксперт, входящий в его состав, проводит экспертизу проекта ТУ. Эта процедура осуществляется на договорной основе между заказчиком и исполнителем. Для проведения экспертизы требуется лишь заявка и документ, подлежащий оценке.
Получение экспертного заключения завершает процесс согласования ТУ. Если держатель подлинника не считает необходимым обращаться в компетентный орган для экспертизы проекта, то заключительной стадией является подписание ТУ руководителем согласующей организации. Далее следует заверить ТУ у руководителя, держателя подлинника и проставить соответствующий гриф утверждения.
Регистрация ТУ не является обязательной процедурой в соответствии с законом о стандартизации, однако она необходима для осуществления принципа доступности информации о потребительских характеристиках продукции, а также о производителе и держателе ТУ. Основную информацию о зарегистрированных ТУ можно получить из базы данных «Продукция России», созданной и поддерживаемой ФГУП «Стандартинформ». Для этого представитель организации должен подать информацию о документе в региональные ЦСМ Росстандарта, заполнив каталожные листы.
Регистрация каталожных листов продукции (КЛП) состоит из нескольких этапов: заполнение форм, подготовка сопутствующих документов, направление форм на регистрацию, оплата услуг, получение КЛП и ТУ со штампом и отчетных бухгалтерских бумаг. Срок оказания услуги регистрации, согласно ФГУП «Стандартинформ», составляет в общем порядке 10 дней, а в срочном – один. Эти услуги являются платными, и их стоимость зависит от количества заполненных листов и объема оказываемых услуг.
В итоге, процесс согласования и регистрации ТУ — это совокупность последовательных действий, для успешного выполнения которых необходимы профессиональный подход и понимание установленных процедур.
Фото: freepik.com