Hi-Res Audio: новый формат и новое качество музыки
High-resolution audio (HRA) это совокупность технических рекомендаций по качеству цифрового звука, которые находят своё отражение в стандарте Master Quality Recording. Они объединяют в себе различные коммерческие и свободно распространяемые форматы звукозаписи, такие, как программные аудиокодеки. Название форматов Hi-Res уже говорит само за себя: это высококачественный звук, записанный в аудиофайлах, которые воспроизводят аудио треки наиболее точно, оставляя яркие и незабываемые впечатления от прослушивания музыки.
Hi-Res Audio - это аудио высокого разрешения, в котором сохраняется качество звучания в процессе его передачи слушателю. Аудио в высоком разрешении обладает высоким частотным и динамическим диапазоном, что делает его ближе к оригинальной записи, чем аудио внизком разрешении.
Качество звучания зависит от частоты дискретизации и разрядности. Частота дискретизации измеряется в килогерцах и показывает, сколько раз в секунду обрабатывается каждый бит аудиоинформации в файле. Чем выше показатель, тем точнее звучание будет соответствовать исходной мастер-записи. Разрядность же определяет, насколько детально закодирована информация о звуке в файле. Чем выше разрядность, тем точнее записан звук, тем больше глубина его звучания, красок и оттенков.
Но частота дискретизации и разрядность не просто взаимно дополняют друг друга — они неотделимы, и при высоких значениях этих параметров звуковые волны на графике будут выглядеть более плавными и четкими, почти как аналоговые звуковые волны.
Аудиофайл является контейнером, в котором упаковывается аудиосигнал с помощью программного кодека. Форматы аудиофайлов могут быть различными, а по принципу матрешки они могут быть упакованы друг в друга, что делает звуковой файл довольно сложным.
Стоит отметить, что аудиоинформация первоначально кодируется для уменьшения объема файла, а затем разворачивается по уникальным математическим алгоритмам, возвращая себе исходную полноту звучания. Таким образом, прослушивание Hi-Res Audio настолько удобно и привлекательно для ценителей "живой" музыки, но не все форматы могут восстановить полноту звучания после кодирования.
В 2014 году Национальная академия искусства и науки звукозаписи (NARAS), проводящая премию "Грэмми", утвердила стандарт Master Quality Recording для потребителей музыки, чтобы получить точное представление об источнике мастер-записи и, соответственно, о качестве аудио-треков. Стандарт включает 4 типа маркировки: MQA, MQC, MQD, MQP.
В цифровых "мастер-записях" в форматах Hi-Res Audio звуковые данные записываются с максимальной частотой дискретизации и разрядностью, что делает его ближе к оригиналу, чем аудио внизком разрешении. К минимальному требованию к Hi-Res-устройствам и аудио-трекам относится возможность воспроизведения контента с параметрами 96 кГц/24 бит или выше.
На заметку: High Definition Audio и форматы Hi-Res Audio
High Definition Audio (HDA) - это спецификация Intel для аппаратных аудиокодеков, используемых в ПК для кодирования и декодирования звука. Эти устройства должны соответствовать жестким требованиям, таким как 32-битный звук с частотой дискретизации 192 кГц для двух каналов или 96 кГц для восьми каналов (7.1). С другой стороны, Hi-Res Audio (HRA) - это звуковые форматы, реализованные на программном уровне. В настоящее время существует множество форматов, в которых записываются HRA аудиофайлы, и их использование сфокусировано на различных целях и сферах применения.
Профессиональная сфера
Сохранение максимального количества аудиоданных на физических носителях является главной целью в профессиональной сфере. Для этого используются эталонные форматы файлов без применения схем компрессии, которые предназначены для создания и обработки цифровых мастер-данных. Эти файлы находят применение в звукозаписи, киноиндустрии, мониторинге и т.д. Размеры этих файлов не имеют значения для профессиональных пользователей, но требуют хранения на объемных серверах и физических носителях, таких как Super Audio CD.
Бытовая и полупрофессиональная сфера
В бытовой и полупрофессиональной сферах, основной целью является распространение музыки высокого качества на физических носителях или через интернет. Рядовому слушателю важно иметь легкий доступ к различным музыкальным трекам без необходимости приобретать дорогостоящее оборудование. Звукозаписывающим студиям важны скорость копирования, объем и себестоимость музыкального материала для его распространения в массы. Для этих целей широко используются популярные форматы сжатия данных без потери качества, такие как lossless data compression. Эти файлы, легко помещающиеся на DVD и флешку, можно приобрести для скачивания в специализированных онлайн-магазинах.
Бытовая сфера
В настоящее время, набирают популярность сервисы для потокового воспроизведения музыки (стриминга) в бытовой сфере. Сервисы такие, как MQA, используют современные технологии «упаковки» файлов, что снижает требования к пропускной способности мобильного интернета и позволяет прослушивать музыку в качестве Hi-Res при потоковой передаче. Для потребителей это означает возможность мгновенного доступа к мировой фонотеке в любой точке мира посредством интернет-ресурсов без необходимости хранения своей библиотеки на физических носителях. Кроме того, это крайне быстрый, удобный и недорогой способ расширить свои музыкальные вкусы до бесконечных пределов.
Сравнение аудиокодеков Hi-Res: определение лучшего кодека для звуколюба.
Существует мнение среди аудиофилов о том, что наилучшее качество звучания могут доставить лишь форматы, не использующие сжатие, такие как DSD или WAVE. При этом важно, чтобы они проигрывались на высококлассном аудиооборудовании. Однако другие завсегдатаи больших музыкальных коллекций более заинтересованы в уровне сжатия без потери качества, поскольку это помогает экономить место на жестких дисках. А еще есть пользователи, которые предпочитают Hi-Res-музыку и хотят получить быстрый доступ к ней из любого источника – для таких пользователей значимы форматы, наилучшим образом подходящие для потокового аудио.
Также давайте рассмотрим крупно некоторые HRA-форматы, выявим их преимущества и недостатки и определим, какой кодек является лучшим для звуколюба.
Существуют два наиболее популярных формата цифровых аудиокодеков, способных хранить звук без сжатия – WAVE (Microsoft & IBM) и AIFF (Apple). Эти форматы относятся к наследникам IFF (Interchange File Format), который стал генетической основой для еще порядка 30 форматов самого разного назначения.
WAVE - это специализированный для содержания звуковой информации подтип формата RIFF, в то время как AIFF был создан напрямую от IFF. Оба формата используют метод кодирования звука без потерь - несжатой линейной импульсно-кодовой модуляции Linear PCM, или LPCM, сохраняющей все нюансы звучания. Именно поэтому меломаны и аудио-эксперты до сих пор продолжают использовать несжатый LPCM для получения звука максимального качества.
Звук в файлах-контейнерах обоих форматов может быть закодирован с 32-битной глубиной, а максимально допустимое число каналов в WAVE и AIFF равняется шести. Частота дискретизации ограничена 192 кГц только в формате AIFF. Это означает, что мастер-запись Hi-Res-качества на уровне «96 кГц/24 бит PCM» или набирающем популярность «192 кГц/24 бит PCM» может быть создана в обоих форматах.
Одним из главных преимуществ кодеков WAVE и AIFF является их простая структура, что позволяет аудиофайлы быть легко обработанными и отредактированными в любом звуковом редакторе. Также благодаря широкому распространению, они могут быть воспроизведены при помощи любого доступного медиаплеера, стереосистемы или другого аппаратного средства.
Однако недостатком обоих вариантов PCM является их большой размер. Минута двухканального стереозвука 44,1 кГц / 16 бит в формате WAVE будет весить порядка 10 мегабайт, что делает их сложными для передачи в сети и прослушивания на портативных устройствах.
WAVE и AIFF являются общепринятыми кодеками, которые заняли свое достойное место в качестве основного средства для создания аудиоархивов и файлов для прослушивания музыки в домашних условиях, сохраняя всю прелесть и глубину звучания сложных оркестровых, вокальных и джазовых композиций.
Идеальный DSD и профессиональный DXD - форматы, предназначенные для хранения архивных записей и редактирования звука соответственно, были созданы на рубеже XX и XXI века. Исключительно супервысокая частота дискретизации 2 822,4 кГц или 5 644,8 кГц используется для перевода аналогового аудиопотока в одноразрядный вид (1 бит) в обоих форматах.
В формате DSD создаются неперезаписываемые SACD с многоканальным звуком (до шести каналов), как преимущество этого формата является его уникальная частота дискретизации, которая улавливает малейшие модуляции аудиосигнала и позволяет достичь фантастического качества и естественности звучания. Недостатками этого формата являются ограниченность композиций, представленных в этом качестве, а также ограничения воспроизведения на обычных CD-плеерах. Кроме того, DSD защищен трехступенчатой защитной схемой, делая процесс редактирования и перезаписи проблематичным.
Многие любители музыки тем не менее описывают этот формат как идеальный. Он стал доступен широкой аудитории благодаря различным программам-конвертерам и производителям ПО, которые помогают преобразовать DSD в форматы, которые можно воспроизводить на обычных устройствах.
FLAC и ALAC – два наиболее используемых HRA-кодека, принадлежащих к категории «lossless data compression». Они обеспечивают сжатие аудиоинформации без потерь, сохраняя идентичность оригинала. Можно назвать их «братьями-близнецами», за исключением того, что ALAC имеет «яблочную окраску». Несмотря на это, существуют некоторые технические отличия между ними.
FLAC обеспечивает более высокое время и скорость декодирования, а также предлагает полноценные настройки сжатия, включая медленное/сильное, быстрое/слабое и промежуточные варианты. Тем не менее, если вы пользуетесь продукцией Apple, ALAC предпочтительнее, поскольку iOS, iTunes, AirTunes и QuickTime поддерживают только этот кодек.
Возможности FLAC включают расширенную функцию обработки аудиофайлов, называемую «ReplayGain», которая позволяет определить пиковый уровень записи и равномерно снижать уровень громкости всего трека. Кроме того, FLAC поддерживает максимальную частоту дискретизации 350 кГц, в то время как ALAC — 384 кГц.
Несмотря на все различия, FLAC и ALAC обладают общими чертами, такими как поддержка 8-канального звука, устойчивость к ошибкам записи и возможность поиска внутри содержания файла. Они также не включают в себя средства цифрового управления правами (DRM -защиты от копирования).
Окончательный выбор между этими двумя кодеками зависит от индивидуальных предпочтений, а также от того, кто и как кодировал конкретные аудиотреки. Тем не менее, благодаря своей популярности и широкой поддержке, оба кодека представляют отличный выбор для пользователей, предпочитающих высококачественное звучание без потери качества.
MQA (Master Quality Authenticated) - это новый формат цифровой музыки, который стремительно набирает популярность среди потребителей, поддерживающий передачу файла с высоким разрешением звука (HRA) и разработанный в британской лаборатории Meridian Audio в 2014 году. Он был представлен на выставке CES-2015 в Лас-Вегасе спустя год после разработки. Сегодня MQA выделен в отдельную компанию с тем же самым названием для поддержки и продвижения данного аудиокодека.
В 2016 году RIAA, NARAS, A2IM и DEG приняли решение предоставить аудиозаписям, закодированным в MQA, свой собственный официальный логотип в дополнение к логотипу Hi-Res AUDIO.
Согласно разработчикам, MQA захватывает всю магию оригинального студийного выступления, благодаря новаторским научным исследованиям в психоакустике. MQA обеспечивает мастер-качество в аудиофайле, который достаточно мал и удобен для потоковой передачи или загрузки. Это позволяет сохранять детализацию звука и высокие частоты, но при этом иметь битрейт, подходящий для узких каналов связи.
Пометка "Studio Masters", которая присутствует в некоторых файлах, указывает на то, что звучание, которое слушатель получает, идентично студийному. Таким образом, MQA - это "подтвержденное студийное качество", которое превосходит любой сопоставимый HRA-файл на основе традиционной кодировки PCM, стандарту для аудио CD-качества в течение нескольких десятилетий.
MQA также совместим с оборудованием, в котором отсутствует декодер MQA, и предоставляет возможность копирования файлов MQA, а также "упаковывать" обработанные MQA-файлы дополнительно в lossless-кодек (например, FLAC), для еще большей компактности.
Недостатком MQA является необходимость использования специального проигрывателя с лицензионной поддержкой MQA, чтобы получить полностью "распакованный" звук во всей его глубине и красках, а не "усеченную" версию на любом устройстве без фирменных декодеров.
MQA - это новый и гибкий формат цифровой музыки, который идеально подходит для потребителей, желающих наслаждаться музыкой с высоким разрешением звука на переносных устройствах.
Музыка в формате High-Res становится все более доступной, позволяя аудиофилам получать наслаждение от прослушивания в высоком качестве. В этой статье мы рассмотрим, где можно найти музыку Hi-Res качества и как ее слушать.
Индустрия High-resolution audio набирает обороты и становится все более популярной среди любителей высококачественного звука. Смартфоны с поддержкой Hi-Res, а также онлайн-магазины с предложениями аудио высокого разрешения появляются все чаще. Благодаря технологии MQA, крупнейшие стриминговые сервисы, такие как Spotify, тоже включились в ряды поклонников Hi-Res.
Сервис Spotify, поддерживающий все операционные системы, позволяет воспользоваться тремя различными битрейтами вещания: Normal Quality (96 Кбит/с), High Quality (160 Кбит/с), Extreme Quality (320 Кбит/с). Стоимость подписки зависит от территории, с которой вы заходите на Spotify. 7digital, популярный радиосервисный портал, предлагает большой выбор музыки в формате FLAC (24 бит), а теперь и MQA, а также удобные сервисы для скачивания и приложения для многих устройств и операционных систем. Qobuz Sublime+ является одним из мировых лидеров среди сервисов для стриминга Hi-Res audio, с годовой подпиской в пределах 350 евро. Кроме того, HDTracks предлагает отличный выбор классики, джаза и рока в Hi-Res-качестве, а также треки в DSD-качестве.
Если вы ищете доступ к HRA-файлам, вы можете посетить Hi-Res Download (где можно скачать либо демо-версию, либо купить понравившийся альбом), NativeDSD (классическая музыка в DSD), Е-onkyo или Tidal, который является стриминговым сервисом с высоким качеством звука, благодаря ассортименту MQA-файлов. Кроме того, внимания достойны Deezer, HighResAudio, Murfie, JUKE, Napster, KKBox, Bugs, Taihe Music ZONE, SoundMachin.
К сожалению, крупнейшие стриминговые платформы Tidal и Qobuz не работают официально на территории России, однако, с помощью установки VPN можно получить к ним доступ. Однако приятной новостью для ценителей музыки стало сообщение о том, что один из крупнейших стриминговых сервисов Spotify, который в 2014 году отказался от планов работы в нашей стране, ведет переговоры о возобновлении деятельности.
Кроме того, не менее важным вопросом является устройство, на котором можно прослушивать музыку в формате Hi-Res. Такие устройства могут включать специализированные Hi-Res-плееры, совместимые смартфоны и ПК, имеющие специализированные программы для воспроизведения конкретных форматов аудио высокого разрешения. Чтобы улучшить звучание с устройств, аудиоконтуры которых не оптимизированы под Hi-Res, желательно подключить преобразователь цифрового звука в аналоговый (USB-ЦАП).
В наше время создано множество потрясающей музыки, и благодаря форматам High-resolution audio и стриминговым облачным сервисам, можно получать удовольствие от наслаждения большим выбором треков с полноценным звучанием в соответствии с вашими личными вкусами.
Фото: freepik.com